Первым делом – самолеты
Листая календарь, заметил, что очень много праздничных дней связаны с авиацией: в августе – День воздушно-десантных войск РФ; День военно-воздушных сил РФ; День воздушного флота России. К этому и я имею самое непосредственное отношение, так как по роду службы был связан с обслуживанием самолетов. В 1944 году, в августе, меня призвали в армию, хотя мне было тогда только шестнадцать лет. Прошел комиссию и был признан годным к летной службе. Направили меня в Иркутскую военную авиационную школу авиамехаников. А времечко-то было трудное, хотя на фронте дела уже продвигались успешно. Нас, приехавших, первым делом накормили, чему я удивился, ведь говорили, что в армии кормят плохо, а тут: каша с маслом, белый хлеб, сахар, чай, а к чаю еще и небольшой кусочек масла. Потом мы помылись в бане, нам выдали обмундирование. Одели новобранцев не по росту. Я был 1,57 м, а одежду дали на рослого дядю – брюки до подмышек, ботинки сорокового размера (а у меня 37-й). Удивился еще одному факту: до зимы далеко, а нам вручили по два шарфа. Думаю, старшина ошибся, хотел сказать ему, и вижу, как один из командиров наматывает эти шарфы на голень. И тогда понял, что их используют вместо портянок. Гимнастерка была очень велика, и натянул я её, не расстегивая пуговиц.
Дальше нас направили в роту. Сидим, не узнаем друг друга в этой одежде с чужого плеча, а я еще стал подшучивать над всеми, говорю – пилотку надо одевать поперек, тогда она хорошо закроет уши. Тут подходит к нам майор и спрашивает: «Что нужно сделать, когда подходит офицер?» А мы не знаем. И тут он посмотрел на меня. Задает вопрос: почему я надел так пилотку? Говорю: так она большая. Он не рассердился, а, наоборот, показал, как ее сделать меньше, ушив задний шов.
Направили нас в подсобное хозяйство, где косили ячмень, копали картофель, строили овощехранилище. Здесь я простудился, так как помещения, где мы жили, были не оборудованы, спали на нарах, застеленных соломой. Почти не мылись. Утром в речке лицо, шею помоешь, и снова на работу.
В конце октября выехали на место службы, начались занятия. Учебное заведение было построено при царе, называлось Иркутское юнкерское училище. Говорили, что Сергей Лазо – выпускник этого училища. А в 1930 году училище перепрофилировали, и стало оно называться ИВАТУ (Иркутское военное авиационное техническое училище). Здания были построены с умом: учебные корпуса, комплекс, казарма, столовая, баня, прачечная, в общем, все, чтобы курсантам было удобно. В этой школе из нас, деревенских пацанов, готовили специалистов по обслуживанию современной по тому времени техники. Школу я окончил с двумя тройками – по политзанятиям и физкультуре. Распределили меня в авиаполк в звании сержанта техслужбы (на самолет ПЕ-2).
Прослужил я в армии (вместе с учебой) восемь лет. Довелось эксплуатировать самолеты ПЕ-2, Б-29 (американский) и ИЛ-28 (реактивный). Сегодня понимаю, как благодарен преподавателям, командованию школы, полка, эскадрильи, что часть моей жизни была связана с делом, которое было по душе.
Александр ЧУМИЛИН.
п. Горный.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...